Яхтенный журнал Бируты
Кюрасао - Аруба - Кюрасао
3 сентября 2009
Выходить решил вечером. До Арубы примерно 12 часов по ветру. Хотелось прийти туда с утра, чтобы оформить приход. 2 августа сходил в иммиграционную службу и таможню - оформил отход на 4 августа в считанные минуты без каких бы то ни было проблем.
22:00 GMT. Поднимаю якорь.
За четыре ходки на велике затарился продовольствием и водой примерно на неделю. Съездил в прачечную. Купил долларов немного. На Арубе свои арубские гульдены, но, говорят, что доллары США как всегда в обиходе. Убрал шлюпку. Залил солярки в бак из канистры, в которой у меня лопнула пробка, чтобы не расплескать по дороге. Слил также воду из двух канистр в бак и наполнил свой солнечный душ. Канистры убрал из кокпита, чтобы не мешались под ногами. Разложил продовольствие так, чтобы оно не летало по всей каюте при качке. Задраил иллюминаторы и люки, закрыл вентиляторы в гальюне. Сдул и упаковал шлюпку. Как всегда, забыл убрать трап и закрыть леерное ограждение в том месте. Даже соседи по якорной стоянке, с которыми и у меня были натянутые отношения, замахали руками на неподнятый трап. Но таки пожелали счастливого пути, видимо, рады были, что наконец-то избавятся от соседа, который по их мнению, стоял слишком близко к их яхте одно время.
23:00 GMT. На закате под двигателем вышел из залива Спениш Уотерс. Ветер восточно-северо-восточный 15 узлов. COG 295° Т. Бакштаг, правый галс. SOG 7.5 узлов, несмотря на дважды зарифленный грот и стаксель номер 2. Грот, конечно, можно было бы и распустить, но поскольку скорость и так огромная, то не стал. Видимо, все же течение есть, проверить не мог, потому что лаг, по всей видимости, зарос ракушками и перестал показывать скорость относительно воды - надо будет его потом почистить.
4 сентября 2009
Полнолуние - светло как днем! Судоходство приличное в районе гавани Скотигатт. Много на рейде судов. Чем дальше отхожу от острова, тем их становится меньше. Вдруг вижу черный силуэт на горизонте вообще без опознавательных огней - просто Летучий голландец какой-то... Через некоторое время в нем обозначился силуэт военного корабля, который я за день или два до отхода видел с берега. Говорили, что колумбийцы звали американцев на помощь для борьбы с их мафией, а венесуэльцы были категорически против военного вмешательства америки. Тем не менее, я все же находился значительно ближе к Кюрасао, чем к Венесуэле или Колумбии. Поэтому все же было основание полагать, что это их местный голландский военный корабль, охраняет границы. Вояки же ко мне действительно проявили интерес. Сначала подошли поближе, разминулись, потом развернулись и пошли рядом со мной параллельным курсом. Потом, видимо, потеряв терпение от моего равнодушия к ним, стали мигать мне стробоскопом. Тут до меня дошло, что надо бы включить приемо-передатчик, так, на всякий случай, пока не начали стрелять. И точно, только включаю, слышу: плавучему средству с такими-то координатами, движущемуся таким-то курсом с такой-то скоростью выйти на связь. С радостью откликаюсь на их призыв. Переключаемся на 10 канал и продолжаем разговор. Приставать стали: девушка, как Вас зовут? А куда Вы спешите? Девушка, а Вы одна на борту? А можно с Вами познакомиться? Пришлось отшить их грубым мужским басом со славянским акцентом. В ответ получил благодарность за проявленное сотрудничество.
Вскоре ветер поутих до 10 узлов, но скорость все равно хорошая, порядка 5 миль в час. Рифы на гроте так и не убираю, потому как хочу прийти с рассветом и торопиться нет необходимости. Иду зигзагом, по прямой не получается, потому как при слабом фордевинде паруса начинают полоскать. На рассвете подошел к Арубе. Первое, что бросается в глаза, это тот же лес труб, что я видел на Кюрасао. Похоже, что у них тут тоже нефтепереработка.
Теперь за мной увязалась береговая охрана. Сначала кружили вокруг меня на своем катере, а потом спустили шлюпку и трое человек поднялись на борт с моего благоволения. Проверили все документы и сняли мазки, на наркотики, я так понимаю. Действовали довольно миролюбиво и были крайне вежливы - не стреляли. Отправили мазки на анализы. Пока ждали результатов, я предложил им выкурить по косячку :) На самом деле, выяснил как лучше заходить в порт и где можно встать на якорь.
Убрал паруса, завел двигатель и против традиционно 6-ти бального ветра захожу в порт. Связываюсь на 16 канале с портовыми властями. Мне предлагают ошвартоваться возле буксира. Обещают прислать кого-нибудь на помощь, пригласить таможенников и иммиграционную службу. Док коммерческий, вдоль всего пирса висят автомобильные покрышки. Я заранее понавесил кранцев и приготовил швартовые. На пирсе меня на самом деле ждал человек, который принял от меня концы, но что дальше с ними делать, он не знал, поэтому пришлось самому выпрыгнуть на берег и закрепить их. Тут я понял, что швартоваться возле камер - чрезвычайно плохая идея, потому что на бортах образовались огромные черные несмываемые резиновые пятна и кранцы стали тоже черными. Таможенники взошли на палубу не иначе как через камеры, и палуба, соответственно, тоже покрылась черными следами.
После небольшого шмона, таможенники удалились, обещав приехать за мной после того как я получу добро от иммиграционных властей, чтобы отвезти меня в офис для оформления бумаг.
Иммиграционная служба не заставила себя долго ждать. Только я сварил себе кашку, как подъехала машина и меня пригласили сесть внутрь кондиционируемого помещения для заполнения бумаг. После этого они забрали мой паспорт и свидетельство о регистрации яхты и уехали, чтобы сделать ксерокопии. Вернулись минут через 10-15, когда я уже был занят поглощением своей мамалыги.
Таможенников пришлось ждать где-то около часа. Самому выйти из порта не удалось - ворота были закрыты и открывались только при помощи карточки, которой у меня, конечно, не было. Они вывезли меня за ворота, неподалеку от которых находился их офис, там я заполнил таможенную декларацию и потом меня отвезли обратно на яхту. Какой сервис!
Теперь осталось пойти и встать на якорь. На стояке всего пять яхт. Места много. Пытаюсь встать как можно ближе к берегу, потому что против такого ветра мне вряд ли удастся доплыть на своей шлюпке. Бросаю якорь на глубине около двух метров. До берега еще с пол километра - далековато. Одна радость, что якорь держит безупречно. CQR меня еще ни разу не подводил. Привожу в порядок яхту, купаюсь, принимаю пресный душ, перекусываю овощами и фруктами и заваливаюсь спать до вечера.
Вечером, поужинав, думал было съехать на берег, так как ветерок поутих, но уже совсем стемнело. Утро вечера мудренее.
5 сентября 2009
Утро оказалось совсем даже не мудрым, а наоборот. Ветреным. Пока я был занят поеданием яблока в каюте, прямо за яхтой нарисовалась соседняя мачта. Выскочив на палубу, я первым делом бросился к ключу зажигания. Новый Янмар заводится с пол оборота и не глохнет при включении передачи без разогрева, что вообщем-то и спасло меня от столкновения с соседней яхтой.
Господа юнкера, жуйте яблоки на якорных стоянках с песчаным грунтом! И не хвалите CQR якоря на красном закате.
Повторно встал на якорь, но значительно ближе к берегу, подальше от остальных яхт. На землю, после того как меня подвел хваленый CQR, совсем расхотелось. В его оправдание скажу, что читал о том, что на песчаном грунте он держит не так хорошо как на илистом. К вечеру ветер еще усилился до 36 узлов. Решил больше не испытывать судьбу и бросил второй CQR с носа под 45° к первому.
Ближе к берегу WiFi сигнал стал сильнее, подключился к платному интернету на сутки и скачал прогноз погоды с нескольких источников. Все обещали ветер 10-15 узлов. А восьмибалльный наблюдаемый ветер - это местная особенность, аномалия что-ли? Аэропорт рядом, место открытое, холмики на горизонте, может с них дует?
6 сентября 2009
Ночь прошла относительно спокойно. На утро мне надоело стоять на якоре без дела и я решил отправиться в обратную дорогу. Почему-то было чувство, что прогноз погоды не врал вчера. Вместо того, чтобы возвращаться в гавань Ораньестада, что было бы в противоположную сторону, я пошел в гавань Баркадеры, что по пути на Кюрасао. Заодно хотелось проверить насколько благоприятны там условия для швартовки.
Снялся с якорей и вышел в океан. Обороты пришлось выставить почти на максимум, чтобы хоть как-то двигаться против ветра, течения и довольно большой волны. Скорость 3 узла. Уж точно 30-сильный двигатель - это не роскошь и не перебор в такую погоду.
Баркадера оказалась не лучше Ораньестада. Те же автомобильные покрышки вдоль всего пирса. Я еще и кранцы навесил с противоположной стороны. Пришлось покрутиться на месте пока я их перевешивал. У пирса стояло рыбацкое судно и на палубе сидели двое мужчин. Помахал им рукой, знаками показывая, что мне нужна их помощь при швартовке. Они сразу же подхватились и подошли с пирсу принять мои концы. Эти ребята знали что с ними делать.
Борт я опять испачкал о резину. Пробовал отмывать его спиртом, вроде помогает, но не до конца.
Иммиграционная служба и таможенники были тут как тут. Первые мне, кстати, сами посоветовали прийти в Баркадеру, поскольку им в лом было ехать на машине в Ораньестад. Оформление отхода не заняло много времени.
Приготовил штормовой стаксель, отдал концы и в 11:30 по местному времени вышел в океан. Курс на Венесуэлу. Ветер стих до 25 узлов и штормовой стаксель при таком ветре - вещь неэффективная. Поменял его на обычный. Через 2.5 часа показалось побережье Венесуэлы. Делаю поворот и чартплоттер показывает, что я иду точно в ту же точку из которой вышел! Даже немного назад! Понимаю, что я потерял высоту пока менял стаксель, но все же...
Грешу на автопилот. Дойдя до исходной точки (это еще через 2.5 часа), делаю поворот, но на этот раз берусь за румпель сам. Значительно лучше, теперь могу идти параллельно Арубе, почти нужный курс на Кюрасао.
Ветер к тому моменту опять усилился до 30-35 узлов. Начало темнеть. Яхту сильно бьет волной. После нескольких сильных падений с волны, я заглянул в каюту и обнаружил, что доску от банки, привинченную тремя шурупами к центральной переборке и приклеенную стеклотканью на эпоксидке к дну, оторвало и местами порвалась стеклоткань у центральной переборки. Идти с обычным стакселем в 7-8 бальный ветер явно могло кончиться фатально для Бируты. Меняю стаксель опять на штормовой. Делаю поворот, кое-как вытягиваю за Арубу с наветра. Наветренный берег там мелковат, но ничего, прохожу на глубинах не меньше 15 метров.
Делаю снова поворот и понимаю, что под штормовым стакселем мне вперед не продвинуться. Убираю его и завожу двигатель. Больше 3-3.5 узлов идти не могу. Прикидываю время в пути и расход топлива при почти максимальных оборотах. Получается почти сутки до Спениш Вотерс. Грот не убираю, он мне все же помогает немного и уменьшает боковую качку. Но авторулевой не хочет держать из-за него нужный курс, постоянно сбивается на другой галс. Одеваю непромоканец и сажусь за руль сам. Непромоканец, похоже, не предназначен для брандспойтов и потому довольно быстро пропитался морской водой насквозь.
Привязывание румпеля концами, которое работало при обычном стакселе, в отсутствие стакселя не помогало, яхта довольно быстро сбивалась с курса - понятно, ведь паруса несбалансированны. Надо сказать, что при дважды зарифленном гроте и обычном стакселе Бирута шла как часы с привязанным румпелем. Это меня порадовало на случай отказа авторулевого.
Несмотря на температуры воды 28 градусов и воздуха 26, на ветру, бесконечно поливаемый водой, я начал мерзнуть. Вспоминал дневники Конюхова, когда он шел вокруг Антарктиды. Жаловаться на холод в Карибском море кажется просто смешным. Тем не менее, я с нетерпением ждал рассвета и первых лучей солнца. Казалось, он никогда не наступит.
Вдруг слышу "бах!!!" за спиной. Оборачиваюсь - лодка, на ней несколько людей, метров в 30-ти от меня идут параллельным курсом. Пираты? Не, не может быть, от Венесуэлы я далеко, Аруба рядом. Скорей всего береговая охрана. Включаю рацию. Представляюсь сам и предлагаю им сделать то же самое, а не палить почем зря.
В ответ что-то не очень разборчивое. Испанский? Хм... Говорю, что не понимаю. Не могли бы они говорить на английском. Опять что-то неразборчивое. После нескольких повторов, наконец-то удается разобрать, что это на самом деле береговая охрана Арубы. Хотят знать кто я, откуда и куда. Удовлетворившись моими ответами, они развернулись и пошли назад на Арубу.
7 сентября 2009
На рассвете меня еще несколько раз облетал вертолет, но это уже из береговой охраны Кюрасао. "Летучего голладца" я на этот раз не встретил. Часа за 4 до прибытия, сделал еще одну попытку настроить авторулевой. На этот раз получилось. Может потому, что ветер чуть стих до 25-27 узлов. Сейчас бы поспать, но тут приличное судоходство, опасно. Перекусываю фруктами. Потом разогреваю суп из консервы - первая еда за последние 24 часа.
Подсох. Теперь чувствую себя вяленой рыбкой, которую достали из бочки соли и повесили сушить на солнышке и ветерке. Забор топлива у меня по-прежнему идет через временный шланг большего диаметра, который не забивает так, как трубку меньшего диаметра, которая идет почти до дна бака. До какого уровня доходит мой шланг сказать трудно, поэтому немного переживаю, как бы двигатель не встал в самый неподходящий момент, а именно при заходе в узкий залив Спениш Вотерс. На всякий случай, заранее готовлю якорь. Убираю паруса и в 6 часов вечера на закате бросаю якорь в уже родной гавани.
9 cентября 2009
Только спустя два дня обнаружил, что бимс под мачтой лопнул. Ого! Вышел, обследовал палубу, но трещин в этом месте не нашел.
Дело в том, что мачта снизу поддерживается поперечным бимсом из красного дерева, фанерной переборкой и пиллерсом, тоже из красного дерева, который привинчен в добавок к переборке. Проблема в том, что этот пиллерс расположен не совсем прямо под мачтой, а немного смещен к левому борту, потому что справа по борту в переборке прорезана дверь. Проем двери тоже слегка пострадал - треснула верхняя рейка оконтовки проема, но несильно заметно. Получается, что ось мачты совпадает с краем пиллерса, а правый край мачты приходится как раз на то место, где треснул бимс, буквально в 5 см от пиллерса. Видимо, когда Бирута падала с волны, мачта с такой силой надавила на бимс, что пиллерс просел и бимс лопнул.
Вообще, с трудом себе это представляю, потому как, по идее, он должен был лишь прогнуться... Может мачта наклонилась вправо и степом сломала бимс? Надо будет подтянуть чуть-чуть ванты, хотя бы на один оборот.
15 сентября 2009
Еще через неделю обнаружил, что и спинку у банки по левому борту тоже вывернуло с корнем. Шурупы были ввинчены в торец через центральную переборку, и торец не выдержал и сломался. Надо все это будет усилить металлическими уголками лучше.
9 окрября 2009
Нашел сварщика, который сварил мне "шест для стриптиза" под мачту. Правда, "шест" и пластины пришлось покупать самому. Полировать его до ума тоже самому предстоит. Но зато теперь будет чем себя занять в долгих морских переходах!
ЗАЯВКИ НА РОЛЬ ТАНЦОВЩИЦЫ РАССМАТРИВАЮТСЯ!!!
17 октября 2009
Продолжаю чинить Бируту. Подклеил переборку, банки, пол в гальюне, завернул новые шурупы в торцы. Осталось еще уголками усилить для верности. С одной стороны переборки заменил стеклоткань на новую, с другой только подклеил старую и прикрутил ее шурупами.